Ladoga

открытие Катанео

Оригинал взят у _om_ в открытие Катанео
195.96 КБ

так вышло, что первыми образцами итальянского курсива, которые я увидел, когда начинал знакомство с миром каллиграфии, стали работы Германа Цапфа. не помню точно, какие именно листы это были. возможно, что-то из его работ с библейскими стихами, что на картинке выше, или известный лист с цитатой о типографике. но упругие, наполненные внутренней силой и в то же время элегантные формы цапфовского курсива стали для меня неким эталоном этого вида письма.



позже, узнавая об истоках итальянского курсива, я с удивлением обнаружил, что работы Цапфа намного милее моему взгляду, чем оригинальные рукописи эпохи Возрождения. так, каллиграфия Джованни Тальенте и Людовико Арриги казалась мне чересчур острой и засушенной, а буквы Джованни Кресци, напротив,—слишком мягкими и бесплотными. я же искал того, что когда-то привлекло меня в работах Цапфа—соединения жёсткой структуры буквы с необыкновенно тонкой пластикой в деталях.

и жажда формы, в конце концов, привела меня к открытию Мастера. также, как когда-то оказались близки мне буквы Германа Цапфа, в этот раз покорили меня работы Бернардино Катанео (Bernardino Cataneo).

171.62 КБ

известный по единственной рукописи (20-ти страничной книге образцов для каллиграфов, датированной 1545-м годом), Катанео создал примеры удивительно гармоничного письма. листы, выполненные с большим вкусом, привлекают взгляд своей сдержанностью и одновременно решительностью, как на уровне композиции в целом, так и на уровне росчерков. что же до отдельных букв, то в них есть необходимый баланс между крайностями: Катанео не уходит ни в жёсткую геометричнось, ни в расслабленную декоративность. буквы обладают выверенным скелетом, и при этом достаточно гуманны, «говорят» со зрителем ясным и простым языком. внешне это выражается в достаточно чётком ритме и некой приятной глазу округлости в овалах. что удивительно, это благородство формы достигается в невероятно маленьком размере—высота букв из рукописи Катанео составляет всего 2–2,5 мм! увеличенные же буквы не теряют своего изящества. они вне всякого сомнения более просты, чем буквы Цапфа или мастеров его школы. но тут стоить отметить, что если последние используют манипуляции пера и технику рисования, то в случае с Катанео перед нами каллиграфия в самом чистом виде.

107.07 КБ

106.83 КБ

110.23 КБ

114.19 КБ

в 1981 году было выпущено факсимильное издание книги Катанео—An italic copybook: The Cataneo manuscript. и мне хотелось бы привести здесь его аннотацию:

The calligrapher Bernardino Cataneo is known by a single manuscript copy book of twenty leaves. It is a slender volume on which to found a reputation, and yet his reputation is secure: the scripts in his book can bear comparison to the work of any professional scribe of the sixteenth century. Canteo's specimens possess unmistakable superiority as examples of formal calligraphy. Joseph Conrad inadvertently provided a good touchstone for manuscripts of this class when he wrote 'A work that aspires, however humbly, to the condition of art should carry its justification in every line.'Cataneo's copybook is surely humbled: indeed, compared with the posturing and self-advertisement of some of his contemporary scribes, he seems humility's essence. His book is just as surely a work of art, the proof of which is to be found in every line.

вот эту сдержанность, о которой идёт речь, я бы осмелился назвать ещё и графическим смирением, когда мастерство не выпячивается, не пытается пустить пыль в глаза, а предстаёт перед зрителем «как оно есть», и этой простотой очаровывает.

109.84 КБ

115.38 КБ

так очаровали меня когда-то каллиграфические работы современных мастеров французской школы: Клода Медиавиллы и Жульена Шазала. сквозь их каллиграфию светятся вот эти сдержанность и благородство, и совсем не удивительно было позже узнать, что в своих курсивных формах они опираются на образцы Бернардино Катанео.

132.94 КБ

и немного практической информации в заключение. в интернете можно найти несколько листов из книги Катанео, в наилучшем качестве 4 листа есть в библиотеке Гарварда.